Геоинформационное обеспечение безопасной эксплуатации трубопроводного транспорта / Д. В. Долгополов, В. А. Мелкий, А. А. Верхотуров

Уровень набора: (RuTPU)RU\TPU\book\312844, 2413-1830, Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ]. Инжиниринг георесурсов / Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ) = 2015- Основной Автор-лицо: Долгополов, Д. В., Даниил ВалентиновичАльтернативный автор-лицо: Мелкий, В. А., Вячеслав Анатольевич;Верхотуров, А. А., Алексей АлександровичКоллективный автор (вторичный): СпейсИнфо Геоматикс;Российская академия наук, Дальневосточное отделение, Институт морской геологии и геофизики, (Южно-Сахалинск), (1991- );Российская академия наук, Дальневосточное отделение, Институт морской геологии и геофизики, (Южно-Сахалинск), (1991- )Язык: русский.Страна: Россия.Описание: 1 файл (1 244 Kb)Резюме или реферат: Актуальность исследования определяется необходимостью минимизации потерь на всех этапах цикла переработки и транспортировки углеводородного сырья и снижения загрязнения окружающей среды при утечках на трубопроводах. Обеспечение безопасности функционирования трубопроводных систем требует выполнения оперативных оценок ситуаций на любом из природных и хозяйственных объектов в пределах участка трубопровода. Наиболее совершенными инструментами для решения аналитических задач являются технологии геоинформационного картографирования. Общее назначение создаваемых картографических изображений - помощь в организации безопасного размещения промышленных объектов при строительстве и выполнении эколого-геодинамического мониторинга во время эксплуатации трубопроводов. Цель: проанализировать возможности применения различной геопространственной информации, способствующей безопасной эксплуатации трубопроводных систем, обрабатываемой посредством геоинформационных технологий. Для достижения цели в работе изучен отечественный и международный опыт предотвращения и ликвидации разливов нефти, разработаны требования к ГИС-технологии, аккумулирующей информацию о природных и техногенных процессах. Объекты. Состав информации и модулей для моделирования обстановки в составе ГИС должны содержать программные средства для анализа состоянии составляющих объектов трубопроводной инфраструктуры: основных и резервных ниток, лупингов, ответвлений, отводов, площадочных и внутриплощадочных объектов, производственных зданий и сооружений, резервуаров, технологических трубопроводов и т. д., а также составления картографических материалов для обеспечения мероприятий по предупреждению и организации ликвидации аварийных ситуаций.; Методы: дешифрирование аэрокосмических изображений трубопроводных систем, анализ материалов космических съемок, данных беспилотных летательных аппаратов и воздушного лазерного сканирования, изучение возможностей технологий геоинформационного картографирования, компьютерное моделирование состояния природно-техногенных комплексов. Результаты. Произведен анализ нормативных документов, определяющих состав информации, необходимой для формирования тематических слоёв ГИС о состоянии компонентов окружающей среды и динамики природных процессов вдоль трасс трубопроводных систем. Модули информационной системы концентрируют данные о нарушенности и загрязненности среды, позволяющие создать карты сценариев техногенного воздействия и сформулировать рекомендации по оценке состояния и снижению негативных последствий. Экологическая безопасность транспорта углеводородов обеспечивается посредством моделирования развития природных процессов, оказывающих негативное влияние на объекты трубопроводной системы. Так, при затоплении участков трубопроводов во время наводнений, а также при попадании нефти и нефтепродуктов в водотоки необходимо использовать высокоточные цифровые модели рельефа.; Предлагается включение в состав системы модулей, поддерживающих анализ данных наблюдений, способствующих принятию решений в зависимости от сценариев динамики процессов, сопровождающихся аварийными разливами нефти. Выводы. Значимость проведенных исследований заключается в разработанной методике решения ряда вопросов, способствующих принятию решений по минимизации риска вероятных аварий при эксплуатации трубопроводных систем. Практическая значимость предлагаемой технологии сбора и обработки первичной информации для наполнения баз данных геоинформационных систем заключается в том, что она позволяет получать сведения, достаточные для принятия решений при подготовке планов профилактических мероприятий и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов и организации аварийно-восстановительных работ.; The relevance of the research is determined by the need to minimize the losses at all stages of the cycle of processing and transportation of hydrocarbon raw materials and reduce environmental pollution from leaks in pipelines. Ensuring the safety of the functioning of pipeline systems requires performing operational assessments of situations at any of natural and economic objects within pipeline segment. The most advanced tools for solving analytical problems are technologies of geoinformation mapping. The general purpose of the created cartographic images is to help in organizing the safe placement of industrial facilities during construction and performing environmentalgeodynamic monitoring during pipeline operation. The main aim was to analyze the possibilities of using various geospatial information that contributes to the safe operation of pipeline systems, processed through geoinformation technologies. To achieve this goal, the work examines the domestic and international experience in preventing and eliminating oil spills, and develops requirements for GIS technology that accumulates information about natural and man-made processes. Objects. Composition of information and modules for simulation environment composed of GIS must contain the software for analysis of condition of the components of pipeline infrastructure: primary and backup threads, loopings, branches, bends, site and on-site facilities, industrial buildings, tanks, process piping, etc., and preparation of cartographic materials to ensure prevention and organization of emergency.; Methods: decoding of aerospace images of pipeline systems, analysis of space survey materials, data from unmanned aerial vehicles and aerial laser scanning, studying the possibilities of technologies of geoinformation mapping, computer modeling of the state of naturalanthropogenic complexes. Results. The authors have analyzed the regulatory documents that determine the composition of the information necessary for formation of GIS thematic layers on the state of environmental components and the dynamics of natural processes along the routes of pipeline systems. The modules of the information system concentrate data on the disturbance and pollution of the environment, allowing you to create maps of man-made impact scenarios and formulate recommendations for assessing the state and reducing negative consequences. The work shown that the data of remote sensing of the Earth with different spatial resolutions, unmanned aerial vehicles and aerial laser scanning, accurate geodetic reference make it possible to form arrays of geospatial data required for modeling. The environmental safety of hydrocarbon transport is ensured by modeling the development of natural processes that have negative impact on the objects of the pipeline system.; For example, when pipeline sections are flooded during floods, as well as when oil and petroleum products enter watercourses, it is necessary to use high-precision digital terrain models. It is proposed to include modules in system that support the analysis of observational data and facilitate decision-making depending on the scenarios of process dynamics, including in the case of emergency oil spills. Conclusions. The significance of the work performed is to develop a methodology for solving a number of issues that contribute to decision-making to minimize the risk of possible accidents during the operation of pipeline systems. The practical value of the proposed technology for collecting and processing primary information for filling databases of geoinformation systems is that it allows you to obtain information sufficient for decision-making in preparation of plans for preventive measures and the elimination of emergency oil spills and the organization of emergency recovery operations..Примечания о наличии в документе библиографии/указателя: [Библиогр.: с. 59-60 (55 назв.)].Тематика: геопространственные данные | дешифрирование | аэрокосмические изображения | геоинформационные технологии | трубопроводные системы | углеводороды | цифровые модели | рельефы | аварийные разливы | нефтепродукты | трубопроводный транспорт | электронный ресурс | geospatial data | decoding of aerospace images | pipeline systems | transportation of hydrocarbons | digital terrain model | emergency oil and petroleum product spills | ASTER | DEM | SRTM Ресурсы он-лайн:Щелкните здесь для доступа в онлайн | Щелкните здесь для доступа в онлайн
Тэги из этой библиотеки: Нет тэгов из этой библиотеки для этого заглавия. Авторизуйтесь, чтобы добавить теги.
Оценка
    Средний рейтинг: 0.0 (0 голосов)
Нет реальных экземпляров для этой записи

Заглавие с титульного листа

[Библиогр.: с. 59-60 (55 назв.)]

Актуальность исследования определяется необходимостью минимизации потерь на всех этапах цикла переработки и транспортировки углеводородного сырья и снижения загрязнения окружающей среды при утечках на трубопроводах. Обеспечение безопасности функционирования трубопроводных систем требует выполнения оперативных оценок ситуаций на любом из природных и хозяйственных объектов в пределах участка трубопровода. Наиболее совершенными инструментами для решения аналитических задач являются технологии геоинформационного картографирования. Общее назначение создаваемых картографических изображений - помощь в организации безопасного размещения промышленных объектов при строительстве и выполнении эколого-геодинамического мониторинга во время эксплуатации трубопроводов. Цель: проанализировать возможности применения различной геопространственной информации, способствующей безопасной эксплуатации трубопроводных систем, обрабатываемой посредством геоинформационных технологий. Для достижения цели в работе изучен отечественный и международный опыт предотвращения и ликвидации разливов нефти, разработаны требования к ГИС-технологии, аккумулирующей информацию о природных и техногенных процессах. Объекты. Состав информации и модулей для моделирования обстановки в составе ГИС должны содержать программные средства для анализа состоянии составляющих объектов трубопроводной инфраструктуры: основных и резервных ниток, лупингов, ответвлений, отводов, площадочных и внутриплощадочных объектов, производственных зданий и сооружений, резервуаров, технологических трубопроводов и т. д., а также составления картографических материалов для обеспечения мероприятий по предупреждению и организации ликвидации аварийных ситуаций.

Методы: дешифрирование аэрокосмических изображений трубопроводных систем, анализ материалов космических съемок, данных беспилотных летательных аппаратов и воздушного лазерного сканирования, изучение возможностей технологий геоинформационного картографирования, компьютерное моделирование состояния природно-техногенных комплексов. Результаты. Произведен анализ нормативных документов, определяющих состав информации, необходимой для формирования тематических слоёв ГИС о состоянии компонентов окружающей среды и динамики природных процессов вдоль трасс трубопроводных систем. Модули информационной системы концентрируют данные о нарушенности и загрязненности среды, позволяющие создать карты сценариев техногенного воздействия и сформулировать рекомендации по оценке состояния и снижению негативных последствий. Экологическая безопасность транспорта углеводородов обеспечивается посредством моделирования развития природных процессов, оказывающих негативное влияние на объекты трубопроводной системы. Так, при затоплении участков трубопроводов во время наводнений, а также при попадании нефти и нефтепродуктов в водотоки необходимо использовать высокоточные цифровые модели рельефа.

Предлагается включение в состав системы модулей, поддерживающих анализ данных наблюдений, способствующих принятию решений в зависимости от сценариев динамики процессов, сопровождающихся аварийными разливами нефти. Выводы. Значимость проведенных исследований заключается в разработанной методике решения ряда вопросов, способствующих принятию решений по минимизации риска вероятных аварий при эксплуатации трубопроводных систем. Практическая значимость предлагаемой технологии сбора и обработки первичной информации для наполнения баз данных геоинформационных систем заключается в том, что она позволяет получать сведения, достаточные для принятия решений при подготовке планов профилактических мероприятий и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов и организации аварийно-восстановительных работ.

The relevance of the research is determined by the need to minimize the losses at all stages of the cycle of processing and transportation of hydrocarbon raw materials and reduce environmental pollution from leaks in pipelines. Ensuring the safety of the functioning of pipeline systems requires performing operational assessments of situations at any of natural and economic objects within pipeline segment. The most advanced tools for solving analytical problems are technologies of geoinformation mapping. The general purpose of the created cartographic images is to help in organizing the safe placement of industrial facilities during construction and performing environmentalgeodynamic monitoring during pipeline operation. The main aim was to analyze the possibilities of using various geospatial information that contributes to the safe operation of pipeline systems, processed through geoinformation technologies. To achieve this goal, the work examines the domestic and international experience in preventing and eliminating oil spills, and develops requirements for GIS technology that accumulates information about natural and man-made processes. Objects. Composition of information and modules for simulation environment composed of GIS must contain the software for analysis of condition of the components of pipeline infrastructure: primary and backup threads, loopings, branches, bends, site and on-site facilities, industrial buildings, tanks, process piping, etc., and preparation of cartographic materials to ensure prevention and organization of emergency.

Methods: decoding of aerospace images of pipeline systems, analysis of space survey materials, data from unmanned aerial vehicles and aerial laser scanning, studying the possibilities of technologies of geoinformation mapping, computer modeling of the state of naturalanthropogenic complexes. Results. The authors have analyzed the regulatory documents that determine the composition of the information necessary for formation of GIS thematic layers on the state of environmental components and the dynamics of natural processes along the routes of pipeline systems. The modules of the information system concentrate data on the disturbance and pollution of the environment, allowing you to create maps of man-made impact scenarios and formulate recommendations for assessing the state and reducing negative consequences. The work shown that the data of remote sensing of the Earth with different spatial resolutions, unmanned aerial vehicles and aerial laser scanning, accurate geodetic reference make it possible to form arrays of geospatial data required for modeling. The environmental safety of hydrocarbon transport is ensured by modeling the development of natural processes that have negative impact on the objects of the pipeline system.

For example, when pipeline sections are flooded during floods, as well as when oil and petroleum products enter watercourses, it is necessary to use high-precision digital terrain models. It is proposed to include modules in system that support the analysis of observational data and facilitate decision-making depending on the scenarios of process dynamics, including in the case of emergency oil spills. Conclusions. The significance of the work performed is to develop a methodology for solving a number of issues that contribute to decision-making to minimize the risk of possible accidents during the operation of pipeline systems. The practical value of the proposed technology for collecting and processing primary information for filling databases of geoinformation systems is that it allows you to obtain information sufficient for decision-making in preparation of plans for preventive measures and the elimination of emergency oil spills and the organization of emergency recovery operations.

Для данного заглавия нет комментариев.

оставить комментарий.