Онтологические основания безопасности образовательной среды инженерного вуза = Ontological grounds for educational environment security at engineering university / И. А. Аполлонов, О. Р. Тучина
Уровень набора: (RuTPU)RU\TPU\prd\176632, 1810-2883, Инженерное образование, электронный научный журнал / Ассоциация инженерного образования России (АИОР), [Б. и.] = 2003-Язык: русский ; резюме, eng.Страна: Россия.Описание: 1 файл (1 262 Кб)Резюме или реферат: В статье рассматриваются особенности безопасности человека в образовательной среде инженерного вуза. Методология исследования строится на различении безопасности как понятия и как концепта. Понятие «безопасность» обладает логически отрицательным содержанием, связанным с купированием опасностей и угроз. В концепте достигается положительный смысл, связанный как с объективными особенностями среды, так и с личными качествами человека как субъекта, действующего в данной среде и взаимодействующего с другими субъектами. Обосновано, что безопасность субъекта имеет двухуровневую структуру. Первый, праксиологический уровень представляет собой «защитный кокон» привычных практик, который формируется в процессе габитуализации человеком его жизненной среды.; На этом уровне безопасность связывается с доверием человека к освоенным жизненным практикам. Второй уровень представляет собой экзистенциальную безопасность, основанием которой выступает вера в предельные духовные ценности человеческой жизни. Этот уровень безопасности направлен на формирование нравственных качеств, позволяющих самосовершенствоваться, оставаясь при этом достойным человеком. Рассмотрена взаимосвязь уровней безопасности применительно к образовательной среде инженерного вуза. Показано, что безопасность субъекта в образовательной среде инженерного вуза предполагает не просто освоение данной среды и адаптацию к её угрозам, а реализацию в ней смыслов и ценностей своей жизни.; The article discusses the features of human security in the educational environment of an engineering university. The research methodology is based on the distinction between security as a concept and as a concept. The concept of «security» has a logically negative content associated with the relief of dangers and threats. The concept achieves a positive meaning associated both with the objective features of the environment and with the personal qualities of a person as a subject acting in this environment and interacting with other subjects. It is proved that the security of the subject has a two-level structure. The first, praxiological level is a «protective cocoon» of habitual practices, which is formed in the process of a person's habitualization of his living environment.; At this level, security is associated with a person's trust in the mastered life practices. The second level is existential security, the basis of which is faith in the ultimate spiritual values of human life. This level of security is aimed at the formation of moral qualities that allow self-improvement, while remaining a decent person. The interrelation of security levels in relation to the educational environment of an engineering university is considered. It is shown that the security of a subject in the educational environment of an engineering university involves not just the development of this environment and adaptation to its threats, but the realization of the meanings and values of his life in it..Примечания о наличии в документе библиографии/указателя: [Библиогр.: с. 137-138 (17 назв.)].Тематика: электронный ресурс | инженерное образование | образовательная среда | инженерные вузы | онтологические основания | безопасность | доверие | вера | личностная идентичность | engineering education | university educational environment | ontological security | praxiological security | existential security | trust | faith | personal identity | subjectivity Ресурсы он-лайн:Щелкните здесь для доступа в онлайн | Щелкните здесь для доступа в онлайнЗаглавие с титульного листа
[Библиогр.: с. 137-138 (17 назв.)]
В статье рассматриваются особенности безопасности человека в образовательной среде инженерного вуза. Методология исследования строится на различении безопасности как понятия и как концепта. Понятие «безопасность» обладает логически отрицательным содержанием, связанным с купированием опасностей и угроз. В концепте достигается положительный смысл, связанный как с объективными особенностями среды, так и с личными качествами человека как субъекта, действующего в данной среде и взаимодействующего с другими субъектами. Обосновано, что безопасность субъекта имеет двухуровневую структуру. Первый, праксиологический уровень представляет собой «защитный кокон» привычных практик, который формируется в процессе габитуализации человеком его жизненной среды.
На этом уровне безопасность связывается с доверием человека к освоенным жизненным практикам. Второй уровень представляет собой экзистенциальную безопасность, основанием которой выступает вера в предельные духовные ценности человеческой жизни. Этот уровень безопасности направлен на формирование нравственных качеств, позволяющих самосовершенствоваться, оставаясь при этом достойным человеком. Рассмотрена взаимосвязь уровней безопасности применительно к образовательной среде инженерного вуза. Показано, что безопасность субъекта в образовательной среде инженерного вуза предполагает не просто освоение данной среды и адаптацию к её угрозам, а реализацию в ней смыслов и ценностей своей жизни.
The article discusses the features of human security in the educational environment of an engineering university. The research methodology is based on the distinction between security as a concept and as a concept. The concept of «security» has a logically negative content associated with the relief of dangers and threats. The concept achieves a positive meaning associated both with the objective features of the environment and with the personal qualities of a person as a subject acting in this environment and interacting with other subjects. It is proved that the security of the subject has a two-level structure. The first, praxiological level is a «protective cocoon» of habitual practices, which is formed in the process of a person's habitualization of his living environment.
At this level, security is associated with a person's trust in the mastered life practices. The second level is existential security, the basis of which is faith in the ultimate spiritual values of human life. This level of security is aimed at the formation of moral qualities that allow self-improvement, while remaining a decent person. The interrelation of security levels in relation to the educational environment of an engineering university is considered. It is shown that the security of a subject in the educational environment of an engineering university involves not just the development of this environment and adaptation to its threats, but the realization of the meanings and values of his life in it.
Российский фонд фундаментальных исследований 19-413-235002
Для данного заглавия нет комментариев.