000 08200nla2a2200565 4500
001 267813
005 20231029214821.0
035 _a(RuTPU)RU\TPU\book\290912
035 _aRU\TPU\book\290898
090 _a267813
100 _a20140807d2014 k y0rusy50 ca
101 0 _arus
102 _aRU
135 _adrnn ---uucaa
181 0 _ai
182 0 _ab
200 1 _aПроцесс превращения образа птицы (гагары) в символ в искусстве народов Севера России
_bЭлектронный ресурс
_fО. Г. Лукина, Т. В. Лазутина
203 _aТекст
_cэлектронный
215 _a1 файл (102 Kb)
225 1 _aСоциально-гуманитарные технологии
230 _aЭлектронные текстовые данные (1 файл : 102 Kb)
300 _aЗаглавие с титульного листа
300 _aЭлектронная версия печатной публикации
320 _a[Библиогр.: с. 93-94 (15 назв.)]
330 _aРассматривается символотворчество (как процесс наделения символическим значением культурных феноменов, обусловленных культурно-историческим контекстом) народов Севера России. Исследование посвящено образной системе, лежащей в основе национального мышления народов Севера России (финоугорской, самодийской, тунгусо-манчжурской, тюркской, чукотско-корякской, эскимосско-алеутской групп). Центральной проблемой работы является анализ механизмов процесса превращения образа птиц в символ на примере сакральной культуры народов Севера России. В ходе исследования разнообразного эмпирического материала, раскрывающего особенности символотворчества народов Севера России, были применены: диалектический метод, способствующий рассмотрению вещи в единстве и разнообразии ее свойств; семиотический анализ и системный подход, позволяющие рассматривать язык искусства народов Севера России как открытую для изменений некоторую целостность. В результате обобщения данных теоретических исследований археологического и этнографического материала и проведенного анализа системы образов декоративно-прикладного искусства были сделаны выводы о том, что коренные народы Севера сохранили национальные традиции, где жива память о мифологических и тотемических образах птиц-демиургов, которые в процесс эволюции приобрели значение символа. Практика свидетельствует, что символ, как универсальная категория художественного творчества, функционирует на всех уровнях организации языковой системы культуры народов Севера России. Космогонические воззрения народов Севера России способствуют возникновению орнитоморфной символики, используемой в их художественной практике, где особо важное значение придавалось образу гагары, олицетворяющему женское начало, благополучие и счастье, воспринимаемому в качестве посредника между верхним и нижним миром.
330 _aThe paper describes the creation of symbols (as granting cultural phenomena, determined by cultural and historical context, with symbolic value) by the people of the Russia North. The research is devoted to the system of images underlying national thinking of people of the Russia North (Finno-Ugric, Samoyed, Tungus-Manchurian, Turkic, Chukchi-Koryak, Eskimo-Aleut groups). The key issue of the paper is to analyze the mechanisms of converting the bird image to a symbol by the example of sacral culture of the people of the Russian North. Studying various empirical data revealing the features of creating symbols of the Russian North the authors have applied the dialectical method that promotes considering a thing in unity and diversity of its properties; the semiotic analysis and systematic approach that allows considering the art language of the people of the Russian North as certain integrity open to be changed. Having summarized the data of theoretical studies of archaeological and ethnographic material and having analyzed the system of images in arts and crafts the authors made a conclusion that the indigenous people of the Russian North have preserved national traditions, where the memory of the mythological and totemic images of demiurge birds is alive. These images are acquired the value of a symbol in evolution. Practice indicates that the symbol as a universal category of artistic creation, is functioning on all levels of organizing language system in the culture of the people of the Russian North. Cosmogonic and totemic views of the Russian North people contribute to occurrence of ornithomorphic symbols used in their artistic practice where the loon image was of great importance. The image impersonates the feminine, well-being and happiness; it was perceived as a mediator between the upper and the lower world
337 _aAdobe Reader
453 _tConverting bird (loon) image to symbol in the artof the Russian North people
_otranslation from Russian
_fO. G. Lukina, T. V. Lazutina
_cTomsk
_nTPU Press
_d2014
_aLukina, Olga G.
453 _tBulletin of the Tomsk Polytechnic University
453 _tVol. 324, № 6 : Humanities and Social Sciences Technologies
461 1 _0(RuTPU)RU\TPU\book\176237
_tИзвестия Томского политехнического университета [Известия ТПУ]
_fТомский политехнический университет (ТПУ)
_d2000-
463 1 _0(RuTPU)RU\TPU\book\290780
_x1684-8519
_tТ. 324, № 6 : Социально-гуманитарные технологии
_v[С. 89-95]
_d2014
_p158 с.
610 1 _aэлектронный ресурс
610 1 _aсимволы
610 1 _aтворчество
610 1 _aязык
610 1 _aобразные выражения
610 1 _aискусство
610 1 _aкультура
610 _acreating symbols
610 _alanguage
610 _aargumentation
610 _adoublethink
700 1 _aЛукина
_bО. Г.
_gОльга Германовна
_6z01712
701 1 _aЛазутина
_bТ. В.
_gТатьяна Владимировна
_6z02712
712 0 2 _aТюменский государственный нефтегазовый университет (ТюмГНГУ)
_c(1994- )
_2stltpush
_3(RuTPU)RU\TPU\col\99
_6z01700
712 0 2 _aТюменский государственный нефтегазовый университет (ТюмГНГУ)
_c(1994- )
_2stltpush
_3(RuTPU)RU\TPU\col\99
_6z01701
801 2 _aRU
_b63413507
_c20190517
_gPSBO
856 4 _uhttp://earchive.tpu.ru/bitstream/11683/5273/1/bulletin_tpu-2014-324-6-09.pdf
942 _cCF