000 10202nla2a2200685 4500
001 305894
005 20231029224141.0
035 _a(RuTPU)RU\TPU\book\331169
035 _aRU\TPU\book\331062
090 _a305894
100 _a20151001d2015 k y0rusy50 ca
101 0 _arus
102 _aRU
135 _adrgn ---uucaa
181 0 _ai
182 0 _ab
200 1 _aПовышение надежности систем автоматического управления газотурбинными двигателями с применением алгоритмических методов
_fВ. Г. Августинович, Т. А. Кузнецова
203 _aТекст
_cэлектронный
215 _a1 файл (590 Kb)
230 _aЭлектронные текстовые данные (1 файл : 590 Kb)
300 _aЗаглавие с титульного листа
300 _aЭлектронная версия печатной публикации
320 _a[Библиогр.: с. 75 (23 назв.)]
330 _aАктуальность исследования обусловлена необходимостью разработки алгоритмических методов повышения надежности систем автоматического управления нового поколения газотурбинных двигателей (САУ ГТД), применяемых в различных отраслях промышленности, в частности в газотурбинных электростанциях, утилизирующих нефтяной попутный газ на нефтяных месторождениях Российской Федерации. Цель работы: обоснование эффективности создания алгоритмической избыточности на основе применения встроенных математических моделей для повышения надежности САУ ГТД. Разработка робастной линейной адаптивной математической модели газотурбинного двигателя, работающей в реальном масштабе времени, удовлетворяющей высоким требованиям к точности отображения объекта в условиях детерминированных, стохастических и случайных изменений состояния двигателя.
330 _aМетоды исследования. Построение динамической линейной модели ведется методом пространства состояний, при этом в качестве основы статической модели двигателя используется дроссельная характеристика индивидуального двигателя, полученная на сдаточных испытаниях или на «гонке» в эксплуатации после проведения обслуживания. Учет детерминированных изменений состояния двигателя ведется методом введения поправки статической характеристики на ухудшение КПД узлов двигателя с наработкой по ресурсу, которое определяется с помощью матрицы коэффициентов влияния. Учет стохастических изменений ведется методом анализа диагностической матрицы ситуаций, в том числе с применением численных методов Монте-Карло с использованием последовательностей случайных чисел, полученных по алгоритму И. М. Соболя (LP-последовательностей). Учет случайных изменений ведется на основе методов одномерной и многомерной Калман-фильтрации. При разработке алгоритмов применялись методы объектно-ориентированного программирования на языке С++ и методы модельного эксперимента в среде MatLab. Результаты. Разработаны алгоритмы адаптивной встроенной математической модели газотурбинного двигателя, позволяющей выполнять функции определения отказов информационных каналов и замещения информации отказавших каналов в условиях детерминированных, стохастических и случайных изменений состояния двигателя. Проведенные стендовые безмоторные и моторные испытания разработанных алгоритмов показали их работоспособность и высокую эффективность для повышения надежности САУ ГТД.
330 _aThe relevance of the work is caused by the need to develop the algorithmic methods of improving reliability for automatic control systems of new generation of gas-turbine engines (ACS GTE). The ACS GTE are used in different branches of industry, including gas-turbine power plants utilizing oil-associated gas on oil fields of the Russian Federation. The main aim of the study is to evaluate the effectiveness of developing algorithmic redundancy using the built-in mathematical models to improve the ACS GTE reliability; to develop the robust adaptive linear gas-turbine engine model, operating in real time, satisfying the high accuracy requirements under deterministic, stochastic and random changes in the engine condition.
330 _aThe methods used in the study. The dynamic linear model is built by the state space method; herewith the individual engine throttle characteristic is used as the basis of static model. This throttle characteristic was obtained in the acceptance tests or "race" during the operation after the maintenance. The account of the deterministic changes in the engine condition is based on the method of adjusting the static characteristics to the worsening of engine components efficiency due to expenditure of resources, which is defined by a matrix of influence coefficients. The account of the stochastic variations is based on the method of analysis of the diagnostic matrix of situations, including the use of numerical methods Mont Carlo using the random numbers sequences obtained by the I. M. Sobol algorithm (LP-sequences). The account of the random changes is based on the methods of one-dimensional and multi-dimensional Kalman-filtering. The methods of object-oriented programming in C ++ and experimental modeling in MatLab were used for developing the algorithms. The results. The authors have developed the algorithms of the adaptive built-in mathematical model of an gas-turbine engine which allows determining the failure of information channels, and replacing the failed channel information in case of deterministic, stochastic and random changes of the engine parameters. The carried out non-motorized and motorized bench developed algorithms' testing showed their operability and high efficiency to improve the ACS GTE reliability.
337 _aAdobe Reader
453 _tEnhancement of gas-turbine engine control reliability using algorithmic procedures
_otranslation from Russian
_fV. G. Avgustinovich, T. A. Kuznetsova
_cTomsk
_nTPU Press
_d2015
_d2015
_aAvgustinovich, Valeriy
453 _tBulletin of the Tomsk Polytechnic University. Geo Assets Engineering
453 _tVol. 326, № 9
461 1 _0(RuTPU)RU\TPU\book\312844
_x2413-1830
_tИзвестия Томского политехнического университета [Известия ТПУ]. Инжиниринг георесурсов
_fНациональный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
_d2015-
463 1 _0(RuTPU)RU\TPU\book\330984
_tТ. 326, № 9
_v[С. 68-77]
_d2015
610 1 _aэлектронный ресурс
610 1 _aсистемы автоматического управления
610 1 _aгазотурбинные двигатели
610 1 _aвстроенные модели
610 1 _aдвигатели
610 1 _aнадежность
610 1 _aадаптивность
610 1 _aпомехи
610 1 _aизменения
610 1 _aКалман-фильтрация
610 1 _aLP-последовательности
610 _aautomatic control systems
610 _agas-turbine engine
610 _abuilt-in engine model
610 _areliability
610 _aadaptability
610 _ainterference
610 _aengine changes
610 _aKalman-filtering
610 _aLP-sequence
700 1 _aАвгустинович
_bВ. Г.
_gВалерий Георгиевич
_6z01712
701 1 _aКузнецова
_bТ. А.
_gТатьяна Александровна
_6z02712
712 0 2 _aПермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ)
_c(2011- )
_2stltpush
_3(RuTPU)RU\TPU\col\19942
_6z01700
712 0 2 _aПермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ)
_c(2011- )
_2stltpush
_3(RuTPU)RU\TPU\col\19942
_6z02701
801 2 _aRU
_b63413507
_c20190520
_gPSBO
856 4 _uhttp://earchive.tpu.ru/bitstream/11683/7213/1/bulletin_tpu-2015-v326-i9-07.pdf
942 _cCF