000 11297nla2a2200673 4500
001 344830
005 20231029234617.0
035 _a(RuTPU)RU\TPU\book\376615
035 _aRU\TPU\book\376612
090 _a344830
100 _a20200512d2020 k y0rusy50 ca
101 0 _arus
102 _aRU
135 _adrcn ---uucaa
181 0 _ai
182 0 _ab
200 1 _aЧисленное исследование устойчивости грунта с использованием геофизических данных
_fА. А. Татаурова, Е. А. Мельник, Ю. П. Стефанов
203 _aТекст
_cэлектронный
215 _a1 файл (886 Kb)
230 _aЭлектронные текстовые данные (1 файл : 886 Kb)
300 _aЗаглавие с титульного листа
320 _a[Библиогр.: с. 200 (21 назв.)]
330 _aАктуальность работы. Строительство промышленных объектов на участках со сложным рельефом и геологическим строением нередко требует проведения расчетов напряженно-деформированного состояния с целью получения оценок возможных зон развития необратимой деформации. Данная задача может быть решена с помощью численного моделирования. В настоящей работе рассмотрен участок планируемого строительства электродепо "Волочаевское" Дзержинской линии Новосибирского метрополитена. Сложный рельеф и низкие прочностные характеристики зоны строительства требуют особого внимания к оценке несущей способности грунта и устойчивости склонов близкорасположенных оврагов. Применение численного моделирования для оценки напряженно-деформированного состояния среды с использованием геофизических данных о ее строении и механических свойствах позволили получить информацию о зонах концентрации напряжений и возможного развития необратимой деформации. Цель: определить существующее напряженно-деформированное состояние и оценить устойчивость верхней части геологического разреза на основе имеющихся петрофизических и геофизических данных, полученных с использованием сейсмо- и электроразведки.
330 _aОбъект: геологический разрез, проходящий вдоль участка продления Дзержинской линии Новосибирского метрополитена электродепо "Волочаевское". Методы. Расчет напряженно-деформированного состояния грунта в зоне строительства осуществлялся при помощи численного моделирования. Задача решалась в упругопластической постановке. Геометрические и геомеханические параметры среды были получены в ходе анализа петрофизических и геофизических данных. Результаты. Рассмотрено сечение среды, которое пересекает участок строительства электродепо «Волочаевское» Дзержинской линии Новосибирского метрополитена. Представлены две геомеханические модели. Первая горизонтальнослоистая и построена на основе сейсморазведочных данных. Вторая более сложная, учитывает также данные о неоднородностях, выделенных на основе распределения удельного электрического сопротивления. Показано, что для исследуемой территории характерна общая деформация, связанная с наличием зон, обладающих пониженной прочностью, которые выделяются при комплексном анализе данных электроразведки и петрофизики. Несмотря на то, что учет этих зон не привел к значимым изменениям в напряженно-деформированном состоянии среды, было показано, что в приповерхностной части земной коры возможно формирование зон локализации необратимой деформации и трещиноватости. Установлено, что зоны с резким перепадом рельефа представляют наибольшую опасность и будут разрушаться в первую очередь.
330 _aThe relevance of the research. The construction of industrial facilities in areas with difficult relief and geological structure requires calculations of the stress-strain state in order to obtain estimates of the zones of irreversible deformation development. This problem can be solved using numerical modeling. In this paper, we consider a section of the planned construction of the Volochaevskoe electric depot of the Dzerzhinsky line of the Novosibirsk subway. The difficult relief and low strength characteristics of the construction zone require special attention to assess of the soil bearing capacity and the slopes stability of closely located ravines. Numerical modeling is used to assess the stress-strain state of the medium using geophysical data on the structure and mechanical properties. These data provided information on stress concentration zones and the possible development of irreversible deformation. The main aim of the research is to determine the stress-strain state and evaluate the stability of the upper part of the geological section using petrophysical and geophysical data obtained by seismic and electrical exploration. The object: geological section along the extension section of the Dzerzhinsky line of the Novosibirsk subway of the Volochaevskoe electric depot.
330 _aMethods. Numerical modeling is used to calculate the stress-strain state in the construction zone. The problem is solved in an elastoplastic setting. Geometric and geomechanical parameters of the environment are obtained in the analysis of petrophysical and geophysical data. Result. The paper considers the section of the medium crossing the construction site of the electric depot "Volochaevskoye" of the Dzerzhinsky line of the Novosibirsk subway. Two geomechanical models are introduced: the first horizontally layered built on the basis of seismic data, the second is more complex, it includes data on heterogeneities found on the basis of the electrical resistivity distribution. The study area is characterized by a general deformation associated with zones of reduced strength. They are found in a complex analysis of electrical exploration and petrophysics. The stress-strain state does not significantly change taking into account these zones. Localization zones of irreversible deformation and fracturing can be formed in the upper part of the earth's crust. It was established that zones with a sharp difference in relief represent the greatest danger and will be destroyed first.
453 _tEvaluation of soil stability by numerical modeling
_otranslation from Russian
_fA. A. Tataurova, E. A. Melnik, Yu. P. Stefanov
_cTomsk
_nTPU Press
_d2015-
_d2020
_aTataurova, Antonina Andreevna
453 _tBulletin of the Tomsk Polytechnic University. Geo Assets Engineering
453 _tVol. 331, № 4
461 1 _0(RuTPU)RU\TPU\book\312844
_x2413-1830
_tИзвестия Томского политехнического университета [Известия ТПУ]. Инжиниринг георесурсов
_fНациональный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
_d2015-
463 1 _0(RuTPU)RU\TPU\book\376588
_tТ. 331, № 4
_v[С. 196-202]
_d2020
610 1 _aчисленное моделирование
610 1 _aнапряженно-деформированные состояния
610 1 _aдеформации
610 1 _aразрушения
610 1 _aгеофизические исследования
610 1 _aНовосибирск
610 1 _aгеомеханика
610 1 _aгрунты
610 1 _aустойчивость
610 1 _aгеофизические данные
610 1 _aэлектронный ресурс
610 _ageomechanics
610 _anumerical modeling
610 _astress-strain state
610 _adeformation
610 _afracture
610 _ageophysical research
610 _aNovosibirsk
700 1 _aТатаурова
_bА. А.
_gАнтонина Андреевна
_6z01712
701 1 _aМельник
_bЕ. А.
_gЕлена Александровна
_6z02712
701 1 _aСтефанов
_bЮ. П.
_gЮрий Павлович
_6z03712
712 0 2 _aРоссийская академия наук (РАН)
_bСибирское отделение (СО)
_bИнститут нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука (ИНГГ)
_c(Новосибирск)
_c(2005- )
_2stltpush
_3(RuTPU)RU\TPU\col\11894
_6z01700
712 0 2 _aРоссийская академия наук (РАН)
_bСибирское отделение (СО)
_bИнститут нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука (ИНГГ)
_c(Новосибирск)
_c(2005- )
_2stltpush
_3(RuTPU)RU\TPU\col\11894
_6z02701
712 0 2 _aРоссийская академия наук (РАН)
_bСибирское отделение (СО)
_bИнститут нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука (ИНГГ)
_c(Новосибирск)
_c(2005- )
_2stltpush
_3(RuTPU)RU\TPU\col\11894
_6z03701
801 2 _aRU
_b63413507
_c20201214
_gRCR
856 4 _uhttp://earchive.tpu.ru/bitstream/11683/58646/1/bulletin_tpu-2020-v331-i4-18.pdf
856 4 _uhttps://doi.org/10.18799/24131830/2020/4/2607
942 _cCF