000 07883naa2a2200529 4500
001 586259
005 20231030033121.0
035 _a(RuTPU)RU\TPU\prd\288777
035 _aRU\TPU\prd\288776
090 _a586259
100 _a20210407a2021 k y0rusy50 ca
101 0 _arus
_deng
102 _aRU
135 _adrgn ---uucaa
181 0 _ai
182 0 _ab
200 1 _aГородское пространство как семиотико-мифологический конструкт восприятия: мифологии Новокузнецка
_dUrban space as a semiotic-mythological construct of perception: Novokuznetsk mythologies
_fА. Е. Пискунова
203 _aТекст
_cэлектронный
215 _a1 файл(1 195 Кб)
225 1 _aГуманитарные науки
230 _aЭлектронные текстовые данные (1 файл: 1 195 Кб)
300 _aЗаглавие с титульного листа
320 _a[Библиогр.: с. 29-30 (25 назв.)]
330 _aАктуальность исследования определена устойчивым интересом социально-гуманитарных наук к пониманию пространственного измерения городской жизни, реабилитацией мифического как значимой культурной реалии современности, а также необходимостью понимания практических проблем восприятия городского пространства, характерных для конкретных российских городов. Цель работы: выявить мифы и мифологии, которые определяют (ментальную) организацию восприятия пространства города. Методика: теоретико-методологической основой выступают феноменолого-когнитивный подход к пониманию образа городского пространства, а также семиотические и психоаналитические интерпретации мифа. Увиденное в реляционной перспективе пространство города рассматривается через когнитивно-семантические структуры, обуславливающие избирательность процесса восприятия. В рамках исследования проведен анализ интервью (собранных автором в апреле-августе 2019 г.) с жителями Новокузнецка (Кемеровская область), который позволил описать ключевые мифологии восприятия как содержания, возникающие в результате мифологизации городского пространства. Результаты. Показаны значение и роль мифологий восприятия для формирования классификационной модели пространственных явлений городской действительности. Формируемый человеческим восприятием образ пространства города определен как смысловая конструкция, отвечающая системе интерсубъективных значений и интрасубъективных смыслов городской картины мира. Полученные результаты позволили увидеть не только континуум актуальных мифологических представлений о пространстве Новокузнецка, но и идентифицировать, какое значение имеют пространственные содержания городской жизни для конституции социально-культурных действительностей. Выявлено, что мифотворческая активность субъектов городской жизни обнаруживается как стремление к миропорядку, которое отвечает базовой человеческой потребности в стабильности и гармонии.
330 _aThe relevance of the research is determined by sustained interest in the social sciences and humanities to understanding the spatial dimensions of urban life, the myth renewal as an important cultural reality of our time, as well as the need for understanding the practical problems of urban space perception, specific to Russian cities. The main aim of the study is to identify the myths and mythologies that determine the (mental) organization of urban space perception. The research methodology is based on a combination of a phenomenological and cognitive approach to understanding the image of urban space and compound of semiotic and psychoanalytic interpretations of the myth. The urban space seen in a relational perspective is described through cognitive-semantic structures that determine the selectivity of the perception process. Drawing on interviews with the residents of Novokuznetsk (Kemerovo region), collected by the author in April-August 2019, principal mythologies are analysed as entities resulting from the mythologization of urban space. Results. The article shows significance and role of the perception mythologies for creation of the spatial phenomena classification model of urban reality. The formed image of urban space is defined as a semantic structure and special «textual» reality that relevant to system of intersubjective significations and intrasubjective meanings of the urban view of the world. The results obtained made it possible to see not only the continuum of actual mythological representations of the Novokuznetsk urban space, but also to identify the significance of the spatial contents of urban life for the constitution of socio-cultural realities. It is identified that the myth-making activity of urban life subjects is an intention to a world order that meets the basic human requirements of stability and harmony.
461 1 _0(RuTPU)RU\TPU\prd\284246
_x2658-4956
_tВекторы благополучия: экономика и социум
_oэлектронный научный журнал
_fТомский политехнический университет (ТПУ)
_d2019-
463 1 _0(RuTPU)RU\TPU\prd\288775
_t№ 1 (40)
_v[С. 14-32]
_d2021
510 1 _aUrban space as a semiotic-mythological construct of perception: Novokuznetsk mythologies
_zeng
610 1 _aэлектронный ресурс
610 1 _aгородское пространство
610 1 _aмифы
610 1 _aмифология
610 1 _aвосприятие
610 1 _aНовокузнецк
610 1 _aгородская жизнь
610 1 _amyth
610 1 _amythology
610 1 _aurban space
610 1 _aconstruct
610 1 _aperception
610 1 _aNovokuznetsk
700 1 _aПискунова
_bА. Е.
_gАлександра Евгеньевна
712 0 2 _aНациональный исследовательский Томский государственный университет
_c(2009- )
_2stltpush
_3(RuTPU)RU\TPU\col\17230
801 2 _aRU
_b63413507
_c20230203
_gRCR
856 4 _uhttp://earchive.tpu.ru/handle/11683/67825
856 4 _uhttps://doi.org/10.18799/26584956/2021/1(40)/1070
942 _cBK