000 10745naa2a2200601 4500
001 587653
005 20231030033207.0
035 _a(RuTPU)RU\TPU\prd\290332
035 _aRU\TPU\prd\290331
090 _a587653
100 _a20220811a2022 k y0rusy50 ca
101 0 _aeng
_drus
102 _aRU
135 _adrcn ---uucaa
181 0 _ai
182 0 _ab
200 1 _aImpact of digital literacy on the labor income of the «young» elderly: evidence from China
_dВлияние цифровой грамотности на трудовые доходы «молодых» пожилых людей: опыт Китая
_fZhang Xiaoxia, O. P. Nedospasova
203 _aТекст
_cэлектронный
215 _a1 файл(1 839 Кб)
225 1 _aГуманитарные науки
230 _aЭлектронные текстовые данные (1 файл: 1 839 Кб)
300 _aЗаглавие с титульного листа
320 _a[Библиогр.: с. 119-120 (49 назв.)]
330 _aRelevance. Under the dual background of the deepening global population aging and the rapid development of the digital economy, the study of the impact of digital literacy on the labor income of the elderly is of social significance in guiding the «young» elderly to continue to participate in social labor, making up for the shortage of labor force, alleviating the pressure of social pension and reducing the burden of family pension. In this regard, it is important to study international cases reflecting the impact of digital literacy on labor income. This paper introduces the influence of digital literacy on the labor income of «young» elderly people from China. Objective: to study the impact of digital literacy on the income of Chinese elderly people who have just reached retirement age and to make development recommendations for the interests of all stakeholders in this process: the State, the market, society, the elderly and their families. Methods: analysis and synthesis of scientific literature regarding the concept of digital literacy of the elderly and the influence mechanism of digital literacy on labor income. Using Chinese Social Survey 2017 (CGSS-2017) data, Poisson regression method is used to empirically analyze the impact of digital literacy on labor income of the «young» elderly in China.
330 _aResults. This paper confirms that digital literacy has a positive impact on the labor income of the «young» elderly, and analyzes the digital divide formed by the differences in education level and living area of the «young» elderly and the differences in labor income. Conclusions. Protecting the labor participation of the «young» elderly by developing their digital literacy is important not only for increasing personal income but also for reallocating family budgets between generations; it is also important for macroeconomics, since the employment of the «young» elderly contributes to reducing labor shortages in the labor market, as a result of changes in the age structure of the working population in the context of global ageing. Maintaining one 's labor activities after reaching working age limits increases budgeted tax revenues, reduces government spending on additional social benefits for low-income older persons and reduces individual and family dependency on social pensions. Equally important is the social benefits of narrowing the intergenerational digital divide. This paper puts forward specific suggestions to improve the digital literacy of the «young» elderly and make up for the digital divide. It is suggested to actively build a 'five-in-one' digital literacy improvement governance system for the elderly with (1) government guidance, (2) market initiative, (3) social linkage, (4) family support and (5) elderly participation.
330 _aАктуальность. Ускоренное демографическое старение в современном мире происходит на фоне быстрого развития цифровой экономики. В последние годы наличие определенного уровня цифровой грамотности все чаще становится для пожилых людей базовым качеством, определяющим перспективы сохранения ими после выхода на пенсию трудовой активности, а также привычного уровня и качества жизни. В связи с этим представляется важным изучение международных кейсов, отражающих влияние цифровой грамотности на трудовые доходы т. н. «молодых» пожилых людей - граждан, недавно достигших границы трудоспособного возраста, позволяющего им выйти на пенсию. В статье описывается опыт Китая в этой сфере. Цель: изучить влияние цифровых компетенций на доходы граждан Китая, недавно достигших пенсионного возраста, и предложить рекомендации по их развитию в интересах всех стейкхолдеров данного процесса: государства, работодателей, местного социума, самих пожилых людей и членов их семей. Методы. Анализируется теоретическая концепция цифровой грамотности пожилых людей и механизм ее воздействия на трудовой доход представителей этой социальной группы. С помощью метода регрессии Пуассона на основе китайского социального исследования 2017 г. (CGSS-2017) проведен эмпирический анализ влияния цифровой грамотности на трудовые доходы пенсионеров. Результаты. Подтверждается положительное влияние цифровой грамотности на трудовые доходы «молодых» пожилых людей, доказано воздействие цифрового разрыва у работников различных возрастных групп на трудовые доходы (с учетом уровня образования и места проживания).
330 _aВыводы. Сохранение трудовой активности пожилых за счет развития их цифровых компетенций важно не только для увеличения личных доходов и перераспределения семейных бюджетов между представителями различных поколений. Это не менее важно для макроэкономики, поскольку занятость пожилых позволяет сократить дефицит рабочей силы на рынке труда, обусловленный изменением возрастного профиля трудоспособного населения на фоне глобального старения. Сохранение трудовой активности человека после достижения границы трудоспособного возраста увеличивает налоговые поступления в бюджет, снижает государственные расходы на дополнительные социальные выплаты пожилым людям с низкими доходами, сокращает зависимость индивида и домашних хозяйств от социальных пенсий. Не менее важны и социальные выгоды от сокращения цифрового разрыва у представителей различных поколений. Выдвигаются конкретные предложения по повышению цифровой грамотности «молодых» пожилых. Для этого рекомендуется развитие системы «пять в одном», основными субъектами которой являются государственные структуры, работодатели, локальный социум, пожилые люди и члены их семей.
338 _bРоссийский научный фонд
_d19-18-00300
461 1 _0(RuTPU)RU\TPU\prd\284246
_x2658-4956
_tВекторы благополучия: экономика и социум
_oэлектронный научный журнал
_fТомский политехнический университет (ТПУ)
_d2019-
463 1 _0(RuTPU)RU\TPU\prd\290322
_t№ 2 (45)
_v[С. 105-122]
_d2022
510 1 _aВлияние цифровой грамотности на трудовые доходы «молодых» пожилых людей: опыт Китая
_zrus
610 1 _aэлектронный ресурс
610 1 _aтруды учёных ТПУ
610 1 _adigital economy
610 1 _adigital divide
610 1 _a«young» elderly
610 1 _alabor income
610 1 _adigital literacy
610 1 _aцифровая экономика
610 1 _aцифровой разрыв
610 1 _aпожилые люди
610 1 _aтрудовые доходы
610 1 _aтрудовая активность
610 1 _aтрудоспособность
610 1 _aцифровая грамотность
700 0 _aZhang Xiaoxia
701 1 _aNedospasova
_bO. P.
_ceconomist
_cProfessor of Tomsk Polytechnic University, Doctor of economic Sciences
_f1968-
_gOlga Pavlovna
_2stltpush
_3(RuTPU)RU\TPU\pers\34905
712 0 2 _aНациональный исследовательский Томский государственный университет
_c(2009- )
_2stltpush
_3(RuTPU)RU\TPU\col\17230
712 0 2 _aПедагогический университет Ниндэ
801 2 _aRU
_b63413507
_c20220825
_gRCR
856 4 _uhttp://earchive.tpu.ru/handle/11683/72834
856 4 _uhttps://doi.org/10.18799/26584956/2022/2/1155
942 _cBK