000 08506naa2a2200541 4500
001 590040
005 20231030033311.0
035 _a(RuTPU)RU\TPU\prd\292775
035 _aRU\TPU\prd\292771
090 _a590040
100 _a20230208a2022 k y0rusy50 ca
101 0 _arus
_deng
102 _aRU
135 _adrgn ---uucaa
181 0 _ai
182 0 _ab
200 1 _aРоль неконтролируемых факторов социального бэкграунда в формировании бедности: эмпирический анализ
_dThe role of uncontrolled factors of the social background in the formation of poverty: an empirical study
_fЛ. Я. Бухарбаева, З. Ф. Ибрагимова, М. В. Франц
203 _aТекст
_cэлектронный
215 _a1 файл(888 Кб)
225 1 _aГуманитарные науки
230 _aЭлектронные текстовые данные (1 файл: 888 Кб)
300 _aЗаглавие с титульного листа
320 _a[Библиогр.: с. 124-125 (25 назв.)]
330 _aАктуальность статьи обусловлена тем, что бедность остается одной из наиболее острых социальных проблем российского общества, несмотря на многолетние усилия правительства по сокращению ее уровня. Статья посвящена анализу проблемы бедности населения в современной России с позиции теории равенства возможностей. Ключевой идеей этой теории является выделение двух групп детерминантов индивидуальных достижений. Первую группу составляют факторы, контролируемые индивидом и поэтому относящиеся к зоне персональной ответственности (факторы-усилия), вторая группа − неподконтрольные индивиду обстоятельства. Неравенство, обусловленное первой группой факторов, считается этически приемлемым и социально полезным, в то время как неравенство, возникающее в связи с влиянием неконтролируемых обстоятельств (неравенство возможностей), несправедливо и поэтому должно быть ликвидировано в справедливом обществе. Цель статьи − изучение риска бедности и роли отдельных факторов-обстоятельств в его формировании. Анализ базируется на данных социологического опроса Life in Transition III (волна 2016 г.), проводимого Европейским банком реконструкции и развития. В ходе исследования был применен параметрический подход.
330 _aМетоды: оценка вклада отдельных факторов осуществлялась с использованием декомпозиции по Шепли. Образование родителей, пол, национальность, место рождения индивида учитывались в качестве факторов-обстоятельств, а отсутствие статуса бедного у индивида − измерителем индивидуальных достижений. Согласно результатам оценки, абсолютный уровень неравенства возможностей при учете образования обоих родителей составляет 0,1105, а при учете максимального образования родителей − 0,1030. Также установлено, что риск бедности в следующем поколении в основном обусловлен местом рождения индивида и образованием его родителей. Наименее важный фактор − пол. Предполагается, что усилия государства, направленные на обеспечение равных возможностей для бедных, позволят преуспеть в построении более справедливого общества.
330 _aThe relevance of this article is caused by the fact that poverty remains one of the most acute social problems of Russian society, despite the Government's long-term efforts to reduce its level. The article is devoted to the analysis of the problem of population poverty in modern Russia from the perspective of the theory of equality of opportunities. The key idea of this theory is to identify two groups of factors responsible for the inequality of individual achievements. The first group is formed by factors controlled by the individual and therefore related to the zone of personal responsibility (factors-efforts), the second group - factors beyond the control of the individual (factors-circumstances). The inequality caused by the first group of factors is considered ethically acceptable and socially useful, while the inequality formed by the factors of the second group (inequality of opportunities) is unfair and therefore should be eliminated in a fair society. The purpose of the article is to study the role of factors of the social background uncontrolled by an individual in relation to the risk of poverty. The analysis is based on the data of the sociological survey Life in Transition III (wave 2016) conducted by the European Bank for Reconstruction and Development.
330 _aMethods: a parametric approach. To assess the contribution of individual factors, the Shepley decomposition was applied. The education of the parents, gender, nationality, place of birth of the individual were used as factors-circumstances, and the lack of poor status of the individual - a measure of individual achievements. According to the results of the assessment, the absolute level of inequality of opportunities when taking into account the education of both parents is 0,1105, and when taking into account the maximum education of parents - 0,1030. It is also established that the risk of poverty in the next generation is mainly due to the place of birth of an individual and the education of his parents. The least important factor is gender. It is assumed that the efforts of the State aimed at ensuring equal opportunities for the poor will make it possible to succeed in building a more just society.
461 1 _0(RuTPU)RU\TPU\prd\284246
_x2658-4956
_tВекторы благополучия: экономика и социум
_oэлектронный научный журнал
_fТомский политехнический университет (ТПУ)
_d2019-
463 1 _0(RuTPU)RU\TPU\prd\292766
_t№ 4 (47)
_v[С. 118-127]
_d2022
510 1 _aThe role of uncontrolled factors of the social background in the formation of poverty: an empirical study
_zeng
610 1 _aэлектронный ресурс
610 1 _aнеравенство
610 1 _aвозможности
610 1 _aрегрессионный анализ
610 1 _aдекомпозиции
610 1 _aсоциальные проблемы
610 1 _asocial background factors
610 1 _aregression analysis
610 1 _aShapley decomposition
610 1 _ainequality of opportunities in relation to the poor
700 1 _aБухарбаева
_bЛ. Я.
_gЛилия Явдатовна
701 1 _aИбрагимова
_bЗ. Ф.
_gЗульфия Фануровна
701 1 _aФранц
_bМ. В.
_gМарина Валерьевна
712 0 2 _aУфимский Университет Науки и Технологий
801 2 _aRU
_b63413507
_c20230213
_gRCR
856 4 _uhttp://earchive.tpu.ru/handle/11683/74630
856 4 _uhttps://doi.org/10.18799/26584956/2022/4/1359
942 _cBK