000 07028nlm1a2200493 4500
001 665848
005 20231030042017.0
035 _a(RuTPU)RU\TPU\network\37052
035 _aRU\TPU\network\28402
090 _a665848
100 _a20211117a2021 k y0rusy50 ca
101 0 _arus
_deng
102 _aRU
135 _adrgn ---uucaa
181 0 _ai
182 0 _ab
200 1 _aСредства создания образности в романе "Ulysses" Дж. Джойса
_dSpecial language means in Ulysses by James Joyce
_fС. Н. Степура
203 _aText
_celectronic
225 1 _aМежкультурная коммуникация
300 _aЗаглавие с экрана
320 _a[Библиогр.: 13 назв.]
330 _aПостановка задачи. В статье рассматриваются средства выразительности в романе Дж. Джойса «Улисс», в тексте которого присутствуют практически все возможные стилистические приемы и фигуры речи. Базируясь на семантической двуплановости как отличительном признаке большинства образных средств, автор пытается проследить механизмы формирования языкового инструментария, характерного для модернистского произведения. Производится попытка понять, как происходит процесс порождения знаков в «Улиссе» и как их интерпретировать. Для этого особое внимание уделяется группе слов с большим семиотическим потенциалом. Результаты. Установлены некоторые языковые средства выразительности, характерные для романа «Улисс». Их отличительной особенностью является авторская индивидуальность, усиленная специфичностью романа «потока сознания», когда потенциал языка используется по-новому. Выводы. Образные средства способны придавать фигуральность любому художественному тексту. Однако создание модернистского романа «Улисс» потребовало от Джойса особых усилий в формировании языковых средств. Характерный признак данного произведения, поток сознания, спровоцировал использование лингвистического резерва несколько иным способом - бесконечными парадоксами, запутанными символами и ассоциациями. Нередко последнее связано с изменением семиозиса. Так, специфические средства создания образности в «Улиссе», заключающиеся в гротескности и эксцентричности, основываются на нарушении нормы языка, что приводит к многократному усилению эстетико-художественного эффекта в романе.
330 _aStatement of the problem. The article examines the means of expression in J. Joyce's novel Ulysses, which contains virtually all possible stylistic devices: phonological, morphological, grammatical, syntactic and lexical. Based on the semantic duality as a distinctive feature of the majority of figurative means, the author tries to trace the mechanisms of the linguistic tools formation that could be characteristic of a modernist work. An attempt is made to understand how the process of generating signs in Ulysses takes place and thus how it can be interpreted. For this, special attention is paid to a group of words with great semiotic potential. Results. Some linguistic means of expressiveness characteristic of the novel Ulysses have been identified. Their main feature is the author's individuality reinforced by the specificity of the "stream of consciousness" novel, when the potential of the language is used in a new way. Conclusion. Different stylistic devices and expressive language means are able to make an impression and add figurativeness to any literary text. However, the creation of the modernist novel Ulysses required special efforts from Joyce in the formation of linguistic means. A distinctive feature of this work, the stream of consciousness, provoked the use of the linguistic potential in a slightly different way creating endless paradoxes, confusing symbols and associations. Often the latter is associated with the change in semiosis generation. Thus, the specific means of creating imagery in Ulysses lead to the language norm violation. In its turn, the grotesque and eccentricity bring multiple increase in the aesthetic and artistic effect in the novel.
333 _aРежим доступа: по договору с организацией-держателем ресурса
461 _tНаучный журнал "Современные лингвистические и методико-дидактические исследования"
_d2004-
463 _t№ 2 (50)
_v[С. 42-54]
_d2021
510 1 _aSpecial language means in Ulysses by James Joyce
_zeng
610 1 _aэлектронный ресурс
610 1 _aтруды учёных ТПУ
610 1 _aязыковые средства
610 1 _aобразность
610 1 _aсемиозис
610 1 _aвыразительность
610 1 _aхудожественные произведения
610 1 _alinguistic means
610 1 _afigurativeness
610 1 _aaltered semiosis
610 1 _acarnivalization
700 1 _aСтепура
_bС. Н.
_cлингвист
_cдоцент Томского политехнического университета, кандидат филологических наук
_f1970-
_gСветлана Николаевна
_2stltpush
_3(RuTPU)RU\TPU\pers\30762
712 0 2 _aНациональный исследовательский Томский политехнический университет
_bШкола базовой инженерной подготовки
_bОтделение иностранных языков
_h8029
_2stltpush
_3(RuTPU)RU\TPU\col\23510
801 2 _aRU
_b63413507
_c20211118
_gRCR
856 4 0 _uhttps://elibrary.ru/item.asp?id=46139231
856 4 0 _uhttps://doi.org/10.36622/VSTU.2021.86.45.003
942 _cCF